Slack — корпоративный мессенджер, «убийца Skype и внутрикорпоративной почты».
Бета-версия приложения вышла в 2013 году, официальная — через год. Проявили интерес 16 тысяч человек. К концу 2014 года число активных пользователей выросло до 258 тысяч, из них 73 тысячи — платники.
Компания стоила 1,12 миллиарда баксов благодаря 120-миллионному вложению Google Ventures.
В 2015 году количество клиентов перевалило за миллион, из них 300 тысяч — платящих. Годовая прибыль — 160 миллионов долларов, стоимость компании — 2,8 миллиарда долларов.
2016 год: пользователей 2 миллиона, 675 тысяч платников. Прибыль 200 миллионов, оценка состояния — 3,8 миллиарда долларов.
А теперь главное — первые годы Slack обходились без отдела продаж, да и маркетингом никто не увлекался. Никаких холодных звонков, лидогенерации и плюшек.
Как им это удалось?
— Суперкоманда
Команда основателей Slack — это Стюарт Баттерфилд, Эрик Костелло, Кэл Хэндерсон и Сергей Мурахов — уже запускала успешный стартап — шеринг-сервис Flickr, который Yahoo выкупил за 35 миллионов долларов.
Новое детище Баттерфилд-Фейк & Co появилось случайно, для MMO-игры Glitch понадобилась функция чата-мессенджера.
Крутая компания создала крутой продукт — и с этим не поспоришь.
— Правильное время
Ребята начали работать над Slack в 2012 году. Именно тогда сети нужен был хороший мессенджер, поскольку всех тошнило от почтового спама.
При этом в 2012 году увеличилось количество владельцев смартфонов и гаджетов. В США эта цифра прыгнула с 46 до 56%. Подходящие условия для появления мессенджера, который работал бы на популярных платформах Android и iPhone. Всегда на связи — это стало нормой многих, не только для технарей.
Команда имела репутацию в IT-сообществе. Пресса с интересом следила за новым начинанием.
— Freemium forever
Slack опираются не на квалифицированных лидов, а на тех, кто уже опробовал продукт. Главная цель — вовлечь потребителей как можно раньше и показать, насколько хорош продукт. Приложением можно пользоваться бесплатно, но расширенный функционал доступен за плату.
«Меньше дел. Отдохните. Мы знаем о ваших проблемах. Slack организует корпоративное общение под разные цели и задачи».
Посыл текста — «Расслабьтесь, вы в руках профессионалов». Маркетинг продукта на высоте. Основатели Slack знают, что такое работа в офисе, в команде. Дружеский настрой поддерживают цвета на сайте, тексты и ненавязчивые звуки при запуске программы.
Результат — превосходный пользовательский опыт. Вот что в 2013 году говорил об этом Баттерфилд: «Неважно, какие у вас слоганы, лендинги и кампании. Если пользователям некомфортно с самого начала, ваши действия и попытки обречены на провал».
Удобные формы и поиск, быстрая загрузка, человеческие приветственные письма, интуитивный дизайн с полным набором функций — никаких маркетинговых уловок.
— Техники Slack
Баттерфилд рассказал о любимых маркетинговых техниках: сарафанное радио и платная реклама. С сарафанным радио все понятно — язык и до Киева доведет, и рекламу сделает. Почему платная реклама? Это просто: легко включить и отключить в любой момент.
Комментарий основателя: «Если вы зависите от команды продажников, то зависите от них полностью. Когда вам придет в голову распустить отдел, все рухнет, продаж не будет. Это опасный путь».
— Не продавайте дрели
Slack — не просто мессенджер или чат. Функционал шире, выгод больше. Компания продает не программное обеспечение, а инновации и перемены к лучшему. Если проще — возможность принимать быстрые решения и тратить меньше времени на суету, например, на рассылки. Некоторые клиенты снизили затраты на email-маркетинг на 75%!
Сегодня в компании все-таки работает команда продажников, но и от проверенных методов они не отказываются. Отдел продаж — это не гарант успеха. Выбирайте золотую середину.