АНДРЕЙ
ГРИГОРЬЕВ

Написать в telegram

Вернуться к статьям

Инновации в воспитании: метод Монтессори

27 декабря 2024 г.инсайтыисториикино

Инновации в воспитании: метод Монтессори 🧏🏽‍♀️🧏🏽

Сегодня хочу рассказать немного про методику воспитания Монтессори, которую мы выбрали для своих детей. Мы стараемся придерживаться ее дома, а также водим Николь в детский сад, работающий по методологии Монтессори.

Метод Монтесори основан на идеях свободного воспитания, когда во главу ставится ребенок, а не методология или педагог. 

Главные принципы: 
- самостоятельность ребёнка; 
- свобода в установленных границах; 
- естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. 

Система была изобретена Марией Монтессори, первой женщиной, получившей медицинскую степень в Италии в 1896 году. Мария работала в психиатрической лечебнице с детьми, отстающими в развитии. В те годы детей держали в одном помещении с психически нездоровыми взрослыми. Доктор Монтессори добилась разрешения поместить детей в отдельную лечебницу и создала там благополучную среду для их психического и физического развития. Дети, на которых все поставили крест, вдруг начали успешно проходить государственные тесты для “нормальных” детей. 
Такие результаты привлекли инвесторов, которые вложились в создание первой сети школ Марии Монтессори в Риме в 1906м году. 

Путь великого педагога не был прост: в те годы в научной и медицинской среде властвовал шовинизм. Кроме того, жизненные обстоятельства вынудили Марию отказаться от собственного ребенка, за что она до сих пор получает массу осуждения. Когда сыну Монтессори исполнилось 15, мать забрала его обратно к себе, представившись его тетей. Только в старости она рассказала ему правду. Тем не менее, Марио (так звали сына) был до конца жизни главным помощником в развитии метода и идей Монтессори, а после смерти Марии продолжил ее дело.

Историю создания метода Монтессори вы можете посмотреть в фильме: “Монтессори: Воспитание любовью” 2023г. Кинопоиск 7.5, IMDB 6.8 🎥🍿 

Ценность свободы воли очень важна для нашей семьи, поэтому мы будем придерживаться выбранного пути. А известные люди, воспитанные по методу Монтессори, вселяют надежду: основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатель Amazon Джеффри Безос, лауреат Нобелевской премии в области литературы Габриэль Гарсия Маркес, Певица Бейонсе, Джордж Клуни и др.

Мне очень понравилось воспоминание Маркеса: «Учителя через практику заставили работать все мои пять чувств и научили меня петь. Изучение мира было замечательным занятием: я научился ценить запахи, и они  до сих пор властны над моей памятью. Я стал различать свойства вещей, различные вкусы… Не думаю, что есть лучший метод, чем метод Монтессори, который мог бы объяснить детям красоту мира и пробудить любопытство к секретам жизни».

Как воспитывают детей в садике с использованием метода Мотессори.

Поскольку мы водим дочку в садик, который использует данную систему хочу рассказать про принципы, которых придерживается Никин детский садик “Карандаши”. 

Важно отметить, что Наталья Донская, владелица садика, использует метод Монтессори не в чистом виде, а применяет его в сочетании с собственной авторской методикой. Свою методику Наталья разрабатывала годами, обмениваясь опытом со специалистами из Израиля, Китая, Финляндии и Германии, и учитывала при этом лучшие наработки советской педагогики. 

В основе подхода лежат три важных тезиса:
1️⃣В каждом человеке природой уже все заложено, и важно не мешать развитию, а создать условия для раскрытия.

В садике более 18 интересных занятий и досугов, чтобы ребенок мог найти, то что ему по душе: шахматы с настоящим гроссмейстером, ЛегоЛэнд, робототехника, Фитнес, Живопись, Творческая мастерская, Театр, Подготовка к школе, Арт-мастерская, Хореография, Весёлый английский с носителем, Правила этикета и др. При этом, есть правило: ребенок не обязан заниматься тем, что ему предлагают, он может выбрать любое другое занятие, но он должен быть чем-то занят. Правило занятости распространяется на все время нахождения в садике, детям не дают прокрастинировать и лениться, они всегда должны что-то делать: читать книжку, рисовать, играть, петь, кушать, спать и т.д. Такой подход помогает ребенку получить максимум в детском саду, чтобы родителям не требовалось водить его на дополнительные занятия.

2️⃣Подход к воспитанию должен быть индивидуальным, с учетом сензитивного периода ребенка (идея Марии Монтессори о том, что в определенном возрасте ребенок лучше усваивает какие-то навыки, например период речи, порядка и т.п.). 

Детей никогда ни с кем не сравнивают. Исключение - с самим собой вчерашним. Например, видишь, вчера у тебя не получалось, а сегодня так здорово получилось. (мне кажется, это важное умение и для взрослых) 
Главный инструмент педагога - наблюдение. Важно вовремя подмечать верный период для каждого ребенка, давать правильные условия для его развития и вовлекать родителей.

Комментарий от моей жены: “Можно привести ребенка в любое время, и его всегда встретят, предложат покушать, предложат занятия на выбор. В обычном саду очень важно приходить вовремя, иначе и на тебя, и на ребенка будут ругаться за нарушение расписания. А если уже все поели - то малыш будет ждать следующий прием пищи”. 

Наталья пропагандирует ненасильственный, очень медленный метод приучения к горшку и отучения от памперсов. Дети ходят в туалет индивидуально, на выбор есть детский и взрослые унитазики или горшки.

В садике организовано пятиразовое питание, учитывающее, можно ли ребенку молочные продукты, сахар, орехи и т.д. Всегда есть выбор. Например, Ника не ест крем-супы и картофель, и ей предлагают альтернативу - вареные брокколи, гречку или др. Никогда не заставляют доедать если ребёнок не хочет, и есть то что не нравится.
Используется интересный принцип питания: 7 овощей и фруктов ежедневно. Организована красивая подача в фарфоровой посуде. Дети убирают за собой сами, а если посуда бьется, никого не ругают. 

3️⃣Педагогика строится на сотрудничестве педагога и ребенка, детей между собой.

Никина группа состоит из детей разных возрастов. Старших учат лидерству, а младшие тянутся к старшим. На определенные занятия детей разделяют на несколько групп по возрастам.

Детей никогда не заставляют что-либо делать, им предлагают варианты и прислушиваются к их желаниям. Если ребенок намусорил и не хочет убирать, воспитатель вместе с ним убирает, предлагает посмотреть, как это нужно делать, либо делает в игровой форме. Такой подход очень развивает бытовые навыки: помыть посуду, протереть тряпочкой стол, подмести и тд. Николь очень любит теперь принимать участие в домашних делать и помогать маме ☺️

Главный - это ребенок и его желания. Конечно, есть моменты, требующие соблюдения режима, но задача воспитателя увлечь детей, чтобы они с удовольствием шли гулять, кушать, играть все вместе.

Вернуться к статьям

Читайте также:

6 января 2025 г.

инсайты

Как Apple и Spotify трансформировали музыкальную индустрию

История цифровизации и демонополизации музыкальной отрасли Читать полностью

27 декабря 2024 г.

инсайты

Инновации в воспитании: метод Монтессори

Сегодня хочу рассказать немного про методику воспитания Монтессори, которую мы выбрали для своих детей. Мы стараемся придерживаться ее дома, а также водим Николь в детский сад, работающий по методологии Монтессори. Метод Монтесори основан на идеях свободного воспитания, когда во главу ставится ребенок, а не методология или педагог. Читать полностью

14 октября 2024 г.

product managment

Как сохранить и преумножить доход при переходе в новую профессию на примере продакт-менеджера

Люди, которые меняют сферу деятельности и осваивают новую профессию, часто беспокоятся о том, что придется пойти на снижение доходов. В этой статье я делюсь опытом своих студентов об успешном переходе на должность менеджера по продукту без потери зарплаты. Этот подход подойдет и для других профессий. Вот 4 способа:Читать полностью