В школе я не был отличником, не был прилежным учеником на тех уроках, которые не вызывали у меня восторга. А там, где учителя нравились, я преуспевал: выигрывал московские олимпиады или занимал призовые места. Победы давались мне легко, без упорного труда и зубрежки. В те годы мы еще не знали слова СДВГ, а я не задумывался, почему усидчивость - явно не про меня.
С 8-го класса, не смотря на уговоры родителей и насмешки учителей и одноклассников, я решил поступить на псифак МГУ. Я сразу решил, что больше никуда документы не подам, чем ужасно напугал родителей. И вот наступил мой 11 класс (это был сентябрь 2000 года), мама каким-то чудом накопила и наскребла 1000$ - ровно столько стоили потоковые годовые курсы по всем предметам в МГУ. И я начал “ботать”. Я вставал в 6 утра, занимался до школы, занимался во время уроков в школе, занимался пока ехал на курсы и после курсов. Я отдыхал 3-4 часа в неделю: 1-2 часа в пятницу и 2 часа в воскресенье. Школьный диджей, который любил 7 дней в неделю играть в футбол в любое время дня и года или в “Героев меча и магии” на компьютере, вдруг превратился в образцового ботана на целый учебный год.
Секретом моего успеха, кроме сильнейшей мотивации в виде того, что почти никто не верил в мое поступление на бюджет (денег на платное у моей семьи не было): от дедушки и папы, до друзей и школьных учителей, была любовь к русской классической литературе. Я с детства азартный и мотивация “вопреки” для меня всегда была очень сильной. Но целый год я бы не продержался только на ней. Были тысячи случаев когда хотелось прокрастинировать: встать чуть позже, полежать в ванной чуть больше, посмотреть, что там за мультик у сестры в телевизоре, задержаться на футбольной площадке и т.п.
На выручку пришел Гончаров со своим Обломовым. Я перечитал его три раза за тот год. Нет ничего для меня более мерзкого и противного, чем этот “Обломов”. Даже когда ему на блюдечке преподнесли все готовое, ему было лень протянуть руку. И каждый раз, как мне что-то становилось лень или я хотел залипнуть на чем-то кроме учебы, я вспоминал этого противного мне персонажа и, от ужаса стать как он, возвращался к учебе. Вот так классическая русская литература, которую я безумно люблю, помогла мне не сбиться с пути и поступить на бюджет факультета психологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
А какие оригинальные и сильные источники мотивации вы находили для себя?